В этом отношении крайне любопытно, что тот же Кишенский, который говорил о различных породах русских гончих, как только был приглашен судить гончих на выставки Московского общества охоты, тотчас объединил "старинную русскую", "русскую пешую", "костромскую" под одной породной рубрикой "восточных", составив для нее общее описание "гончих восточного типа", сославшись при этом, между строк, как на причину на страшную мешанину, царящую среди всех гончих.
К сожалению, дело обстоит гораздо сложнее. Описания породных признаков гончих у обоих авторов настолько различны, что не дают права видеть одну и ту же породу. Более того, костромская гончая описана и Кишенским и Губиным столь разноречиво, что позволяет задать вопрос, а существовали ли вообще эти породы? Не были ли названы породами лишь разные типы единой русской гончей, варьирующей по своим отдельным признакам ("крутогонпость" и "прямогонность", косой и круглый разрез глаза, форма и посадка ушей, окрас, псовина и т. п.), благодаря вкусу владельца?
Если бы описание "старинной русской" (по Кишенскому) совпадало с описанием "русской прямогонной" (по Губину), а описание "русской пешей" (по Кишенскому) с описанием "русской крутогонной" (по Губину), то все дело свелось бы лишь к их названиям...
Как Кишенский, так и Губин были поставлены перед необходимостью отлить в четкие формы расплывчатые описания пород, встречавшихся до них в литературе, и как-то примирить противоречивые свидетельства ветеранов псовой охоты. Но подавленные разнообразием существующих типов русских гончих, зависящих от личных вкусов владельцев, Кишенский и Губин дали в своих трудах описания породных признаков тех гончих, с которыми столкнула их судьба.
Но вот что не может не поразить нас и на чем следует остановиться. В трудах как Губина, так и Кишенского, приводятся описания трех различных пород русских гончих. Но не странно ли, что у каждого из этих авторов кроме "костромской" гончей названы совершенно разные породы, хотя эти труды разделяет всего 10 лет - за такой срок исчезнуть с лица земли эти породы, естественно, не могли. Вот тут мы и сталкиваемся с чрезвычайно любопытным явлением.
П.М. Губин в 1890 году выпустил не менее капитальный труд "Полное руководство ко псовой охоте", в котором приведены следующие породы гончих: русская прямогонная, русская крутогонная, костромская, брудастая, арлекин, польская и английская. Как видим, Губин объединил в одно название "польская" все три их разновидности, упомянутые Кишенским, и вовсе исключил "курляндскую".
Н.П. Кишенский в "Записках охотника Тверской губернии о ружейной охоте с гончими", напечатанных в журнале Л.П. Сабанеева "Природа и охота" за 1879-1880 годы и переизданных в 1906 году под названием " ", представляющих фундаментальную работу, посвященную гончим, описывал уже 10 пород: старинную русскую, костромскую, русскую пешую, курляндскую, польскую маленькую, или заячью, польскую паратую, польскую тяжелую, английского лисогона, арлекина и брудастую.
Действительно, к 80-м годам XIX века костромская гончая указывалась буквально во всех источниках, в то время как другие породы упоминались далеко не всегда и не всеми.
Мы знаем, что в рассказе И.С. Тургенева " ", опубликованном в 1872 году, Чертопханов мечтает завести гончих: "настоящих костромских и непременно красно-пегих", хотя указанная масть и заставляет нас тут же взять под сомнение их чистопородность.
Наиболее прочно в словарный обиход охотника с гончими в старое, отдаленное время вошло название "костромская гончая" как особая порода.
В труде П.М. Мачеварианова - "Записки псового охотника Симбирской губернии", вышедшем в 1876 году, давалось лишь очень краткое, поверхностное описание четырех пород гончих: костромской, курляндской (брудастой), английской и польской. Нельзя не удивиться тому, что Мачевариановым не упомянуты арлекины, хотя об этой породе упоминали до него В. Левшин, А. Венцеславский, а также Е. Дриянский, автор известных
Наконец, в книге "Псовая охота вообще", составленной служившим государевым стремянным в придворной охоте А. Венцеславским (СПб., 1847), автор называл породы гончих: английскую, ярославскую, костромскую, курляндскую и только в конце книги в словарике псовой охоты упоминал еще арлекина с пояснением, что эта "гончая, имеющая шерсть черную с белыми пятнами и глаза белые вроде оловянных".
"У нас в Костромской губернии, славящейся отличными породами гончих, происшедшими от английских и польских собак"...
Через тридцать лет, в 1846 году, вышел известный двухтомный труд Н. Реутта "Псовая охота", в котором о породах гончих говорилось лишь следующее:
"Добрая гончая собака должна быть средней величины, иметь передние ноги покороче задних, голову толстую и длинный хвост, паче же тонкое чутье и громкий складной голос. Обыкновенная их шерсть - красно- и темно-багряная, также черная с подпалинами и белым пятном под горлом, белые, пегие и арликаны (очевидно, арлекины. - Н.П.). Из них бывают неублюдки (?!) с английскими и французскими гончими, иногда с борзыми собаками" (?) (Ублюдок - щенок, родившийся от суки, которую не ублюли, т. е. не уберегли от вязки с кобелем другой породы).
В труде В. Левшина "Книга для охотников", вышедшем в 1815 году, где после перечисления имевшихся в России четырех пород гончих - костромской, ярославской, курляндской и бородастой (очевидно, брудастой.- Н.П.) - приводится такое описание:
В самые отдаленные времена в России уже были аборигенные гончие. Сказать, каковы они были по облику, невозможно, поскольку до нас не дошло не только точных их изображений, но даже и подробных описаний. Первые жо упоминания о гончей, которые встречаются в специальной охотничьей литературе, настолько сбивчивы и путанны, что не дают возможности представить ее внешний вид.
Образование отечественных пород гончих
"Гончие собаки и охота с ними"
"Гончие собаки и охота с ними" Н.П. Пахомов
Комментариев нет:
Отправить комментарий